С какими бы целями и куда бы мы — и поколения до нас — не
бежали из России, нас всех ведет одна слепая мечта — найти свое государство, в
котором мы наконец-то почувствуем себя защищенными. Я называю это abandoned citizen syndrome —
когда ты приезжаешь в демократическое капиталистическое общество и пытаешься встроиться
в систему, а у тебя не получается — потому что ты из другой системы, у тебя
другой опыт, ценности и геополитические представления. И мир кажется очень
странным. Ты смотришь на людей вокруг — европейцев или американцев — спокойных,
уверенных в своих правах, защищенных государством и обществом — и понимаешь,
что твоя собственная почва намного более зыбка. В какой-то точке ты начинаешь чувствовать
презрение — американский патриотизм делает из своих граждан тупых овец. Потом
приходит отрицание — и ты начинаешь играть в гражданина своего государства, по воле
злой судьбы высланного из дома, но по-прежнему преданного родине и скучающей по
ней так, как скучает живущий в тысячах километров от матери-алкоголички ее обиженный,
но горячо любящий сын. Когда я находилась в этой точке, я резко заболела особым
путем России. Другие в этой точке заболевают особым русским характером, что в
принципе, по сути, то же самое. Очень важно здесь помнить, что ты — не в России,
и у тебя нет ни малейшего права осуждать, призывать и требовать. Из уютных
европейских городов, залов судов по правам человека, капитализма и демократии
очень удобно призывать россиян выходить на улицы. И очень подло агитировать их
потерять то, что ты вырвал зубами — свою свободу жить в гражданском обществе.
Когда мне было восемнадцать, и я вернулась в Россию с тем
самым abandoned citizen syndrome,
я как-то иначе представляла свое будущее. Все время своего пребывания в Америке
я восхищалась ее историей, культурой, поразительно тонкой пропагандой и
потрясающе-прагматичным подходом к союзникам. Американское общество оставило во
мне глубокий след — и я почувствовала себя брошенной собственным государством.
В этот момент мне не оставалось ничего, кроме детской обиды и попыток доказать,
что у меня тоже все нормально, чтоб не было этих сочувствующих взглядов и
перешептываний, что я сбежала из сумасшедшей тирании. И я доказывала, что
Россия на самом-то деле не такая уж и плохая. Даже в семнадцать лет некоторые
вещи не укладывались в моей голове — как три президентских срока подряд,
например, — и я выбрала простейший путь — основать свою поддержку текущей политической
ситуации в России на концепции легитимного лидерства. Я хотела вернуться в
Россию, чтобы сделать ее лучше, — хотя я так безумно не хотела уезжать, — но
еще больше я хотела служить своему народу. Чтобы доказать всем тем, рассуждающим
о российских кейсах в ЕСПЧ, что мое государство тоже заботится обо мне — а я
забочусь о нем — смотри, Америка, не только ты так можешь. Какое-то время синдром
еще сохранялся — а потом очки разбились, и это было очень больно.
В то же время я читала блог Лены, проходя с ней ее долгий
путь от простого социального работника в Питере, работающего в офисе с девяти до
шести, до абсолютно освоившейся в западной системе ценностей бельгийки, с
пестрящим европейскими городами инстаграмом. Она вдохновляла меня, но где-то в
глубине души я знала, что моя история повторится, и Лену настигнет тот самый abandoned citizen syndrome. Так и случилось. С недавних
пор она начала бесконечно постить призывы к россиянам выходить на улицы,
устраивать митинги и сбрасывать неугодную ей власть. Хорошо, конечно, что она
осознала, что политика — это важно, и что очень много лет своей жизни ты жил
без базовых прав на свободу жизни, слова и совести, которыми теперь ты можешь
наслаждаться каждый день. Плохо то, что вещает она из Брюсселя. Живя жизнью
европейки. Сбежав из страны, где полиция ногами отбивает почки гражданам, и
сейчас сидя в полнейшей безопасности, она призывает граждан, оставшихся в
тираническом аду, выходить на улицы и получать от этих самых полицейских по
этим самым почкам. Ведь сама она несколько раз подчеркивала, что не собирается
возвращаться в Россию.
По моему скромному опыту, abandoned citizen syndrome неизлечим, если ты не вернешься в Россию и не увидишь, что ничего не может быть более важно, чем твоя жизнь и безопасность. Сидя в Америке, я тоже заявляла, что отдельная жизнь должна быть ничем в великой цели вершить историю государства. Оказавшись в центре этого ада, я с уверенностью заявляю, что нет — не должна. Я все еще здесь, потому что я все еще не закончила университет, но я ловлю каждый шорох, и, если вдруг что-то пойдет не так, у меня — у нас всех — есть план. Потому что нет ничего более важного, чем сохранить свою жизнь, будучи бесправной цифрой в чужих стратегических планах, — и ничего более естественного, чем отказаться от тирании и найти другое государство, способное защитить твою жизнь, права и благополучие.
Будучи сейчас так близко к концу этого ада и пытаясь
использовать это время, чтоб расставить приоритеты и цели перед тем, как
навсегда отсюда уехать, я испытываю одновременно что-то типа спокойного
умиротворения перед будущей более счастливой жизнью и едкой горечи из-за того,
что мою страну ждет то, что ждет.
Как хорошо, что была Америка — она дает мне право так громко
рассуждать о подобных вещах.
Как бы сильно я не ненавидела то, что произошло со мной в
Москве, и свою дорогую гори-ты-в-аду альма-матер, все эти дребезжащие теории об
особом пути России и проклятых капиталистах, я не уверена, что могу любить что-то
сильнее, чем международные отношения. Все, что осталось после четырех лет бакалавра
— легкое чувство обиды, что я так и не получила то, за чем пришла сюда. Дебатов,
споров и научных статей. И почему-то мне кажется, что я продолжу искать это. Я
не уверена, что буду когда-либо работать в политической аналитике (в политике —
точно нет), но мне бы хотелось никогда не прекращать говорить о государствах и
их связях. Это наш единственный шанс на многоаспектный мир, это наш
единственный шанс на свободу и совесть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий