За свои двадцать лет я где только не училась: в обычной
районной школе Тюмени, в лучшем лицее города при университете, в
государственной школе США, на домашнем обучении, в одном из лучших
университетов Москвы… И после тринадцати лет этой учебы я могу уверенно сказать
одно: я ненавижу формальное образование.
Но все же, почему формальное образование убивает в нас тягу к учебе? Вот восемь вещей, которые заставляют нас ненавидеть школы и вузы.
1. ЭТО СКУЧНО.
Учеба — мое хобби, но при первом знакомстве я
вряд ли произведу на вас такое впечатление. Особенно если мы встретимся на
лекции в вузе, где я буду сидеть на последних рядах и отчаянно зевать. Или на
семинаре, где я буду прятать от преподавателя (как в школе!) книжку под партой.
А все потому что формальное образование невыносимо скучное. Банальная начитка теории
сводит с ума. В школе вы без конца решаете одни и те же примеры, чтобы потом,
открыв домашнее задание, обнаружить совсем другие. В университете
преподаватель, начав с крещения Руси, к концу пары оказывается где-то на
опиумных войнах, и ему все равно, что по плану у вас Перестройка. И это не та
интересная и живо поданная информация, которую хочется слушать, это просто
бесконечный бубнеж преподавателя себе под нос. На семинарах к нему
присоединяется бубнеж однокурсников — нудно, долго и очень скучно.
2. Я СОВА.
И по утрам мне не просто не хочется вставать, мне
не хочется жить. Этот мир невероятно несправедлив к совам. Нет, я не ложусь в
три часа ночи. Я отсыпаю свои 7-8 часов. Просто я не могу вставать в 7:15, и
все тут! Справедливости ради сказать, что учеба, начинающаяся в девять, еще не
самый кошмар, — в США уроки начинались в 7:20. Я вставала в шесть, чтобы успеть
на автобус, и весь первый урок досыпала на парте. Самым лучшим годом моей жизни
был одиннадцатый класс, когда я вернулась из США и ушла на домашнее обучение,
чтобы подготовиться к ЕГЭ. Я спокойно вставала в девять, не торопясь делала
зарядку, готовила завтрак, и около десяти садилась за учебу. За этот год я
почувствовала себя не загнанной овцой с мешками для картошки под глазами, а
че-ло-ве-ком, чьи мечты не ограничены уютной кроваткой.
3. ЭТО ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО.
Группа всегда идет со скоростью
самого медленного ребенка. Образовательный план рассчитан на средне-слабого
ученика. Если вы явно не он, я вам сочувствую. Вы сидите на занятии и
чувствуете бесконечную злобу оттого, что преподаватель уже в пятый раз
объясняет одно и то же, и наверняка повторит это еще и завтра. Меня пугали тем,
что к ЕГЭ по истории невозможно подготовиться за год, но это оказалось враньем
— возможно, учитывая то, что я едва по ней ползла, плача и причитая. Я не учусь
в течение семестра — это пустая трата ресурса. Я сажусь за предмет за три
недели до экзамена — и этого времени предостаточно, чтобы отлично подготовиться
и усвоить необходимый материал. Я больше чем уверена, что с легкостью бы сдала
два курса за один год вместо того, чтобы торчать в университете четыре года. Но
формальное образование — оно такое — самодеятельность не любит…
4. Я СТАНОВЛЮСЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ.
Когда я была на домашнем
обучении, я понимала, что за себя несу ответственность только я. У меня была
конкретная цель — ЕГЭ, у меня не было ни консультаций в лицее, ни репетиторов —
только гора книг и осознание того, что сейчас только я отвечаю за свой будущий
результат. Не на кого переложить заботу, некого обвинить в своих неудачах (А у
меня был плохой учитель! А у нас в школе всегда плохие результаты!). И это
невероятно мотивирует. А сейчас я ползу-плетусь по учебному плану с сотней
таких же несчастных студентов и понимаю, что от моей ответственности не
осталось и следа. Зачем что-то учить? Я же хочу на пары. Мне же староста
нарисовала плюс, и ладно. У нас, россиян, есть чудесное свойство — мы считаем,
что если ты ходишь в университет, ты уже априори учишься. На практике же
наоборот, чувство постоянной занятости на парах (а мы с вами знаем, чем
студенты занимаются на парах) создает иллюзию учебы, хотя в итоге ты остаешься
с потраченным в никуда временем и пустой головой.
5. ОДНОГРУППНИКИ.
Образование в группе неэффективно как
явление. Все люди разные, у всех свои привычки, особенности и темпы работы, и в
группе невозможно прислушаться к своим потребностям и работать с выгодой для
себя, — всегда нужно подстраиваться под других. Я не хочу слушать доклад
одногруппников, я визуал и все равно ничего не запомню, я хочу взять учебник и
прочитать, а потом лично обсудить с преподавателем. Для меня это с лихвой
заменит пять лекций и десять семинаров. Но формальное образование не хочет
избавиться от пережитков коллективизма и признавать, что мы, все-таки, не
конвейерные…
6. Раз уже я это упомянула — Я ВИЗУАЛ.
И для меня нет смысла
слушать эти бесконечные лекции — я улавливаю 60% первые три минуты, потом
просто отключаюсь. Мне нужно видеть перед собой страницу с текстом, графиками и
схемами, — и я усвою информацию пары за десять минут. Но вместо этого
приходится слушать бесконечное словоблудие (часто еще и на отстраненные темы,
уже не говоря про шум в зале, из-за которого тихие голоса лекторов вряд ли
слышны им самим). Жаль, что формальное образование не учитывает особенности
твоего восприятия…
7. СТРОГОЕ РАСПИСАНИЕ.
Я не хочу сегодня идти на
дипломатический протокол. У меня просто нет настроения. Я вообще сегодня хочу
лечь в кроватку и смотреть фильмы. Я обычно-то отсиживаю эту скучноту, считая
минуты, а сегодня у меня плохое настроение и эти полтора часа будут для меня
настоящим испытанием, после которого я выйду с больной головой, рассерженная и
уставшая. Жизнь по расписанию — одна из огромнейших ошибок формального
образования. На домашнем обучении все проходило максимально комфортно: я могла
дольше прозаниматься русским, если было желание. Я могла забросить книжку с
вариантами ЕГЭ по английскому и вместо этого посмотреть фильм в оригинале. Я
могла вообще утром решить, что не хочу сегодня учиться — и никто не кричал, не
рисовал минусы и не грозил отчислением. Велика беда — заняться дипломатическим
протоколом в четверг, а не в среду…
8. ОЦЕНКА.
Ох уж мне эти цифры… Оценка, которая сейчас
складывается в вузе из количества плюсиков, означающих присутствие на лекциях
(причем никого не интересует, чем ты на этих самых лекциях занимался), сводит
меня с ума: и попробуй потом докажи, что ты не осел! Зачем вообще придумана
бесконечная система промежуточных рубежей? Разве недостаточно просто сдать
экзамен, чтобы доказать, что ты разбираешься в теме? Но нет, нужно обязательно
написать тупой тест, чтобы потом его результат повесили на дверь кафедры, и
весь твой курс узнал, что Катя написала хорошо, а Маше нужно исправить — ее
фамилию маркером выделили, вот тупая…
Подводя итоги (и утирая скупые слезы), я могу сказать, что
на тринадцатом году учебы я уже смирилась, что еще минимум пять лет мне
предстоит быть пленницей ненавистного формального образования, и я ничего не
могу с этим сделать. Остается только занимать оставшееся время собственной
учебой и читать книжки под партой на семинаре! И мечтать, что однажды в нашей
громоздкой неповоротливой образовательной системе что-то изменится…
Комментариев нет:
Отправить комментарий