суббота, 1 апреля 2017 г.

Восемь причин ненавидеть формальное образование


За свои двадцать лет я где только не училась: в обычной районной школе Тюмени, в лучшем лицее города при университете, в государственной школе США, на домашнем обучении, в одном из лучших университетов Москвы… И после тринадцати лет этой учебы я могу уверенно сказать одно: я ненавижу формальное образование.

Ранние подъемы, жутко громкие звонки, от которых болит голова, орущие училки, бесконечные (и бесполезные) тесты-экзамены-зачеты… от одной мысли об этом наваливается беспросветная тоска.

Но все же, почему формальное образование убивает в нас тягу к учебе? Вот восемь вещей, которые заставляют нас ненавидеть школы и вузы.

1. ЭТО СКУЧНО. 

Учеба — мое хобби, но при первом знакомстве я вряд ли произведу на вас такое впечатление. Особенно если мы встретимся на лекции в вузе, где я буду сидеть на последних рядах и отчаянно зевать. Или на семинаре, где я буду прятать от преподавателя (как в школе!) книжку под партой. А все потому что формальное образование невыносимо скучное. Банальная начитка теории сводит с ума. В школе вы без конца решаете одни и те же примеры, чтобы потом, открыв домашнее задание, обнаружить совсем другие. В университете преподаватель, начав с крещения Руси, к концу пары оказывается где-то на опиумных войнах, и ему все равно, что по плану у вас Перестройка. И это не та интересная и живо поданная информация, которую хочется слушать, это просто бесконечный бубнеж преподавателя себе под нос. На семинарах к нему присоединяется бубнеж однокурсников — нудно, долго и очень скучно.

2. Я СОВА. 

И по утрам мне не просто не хочется вставать, мне не хочется жить. Этот мир невероятно несправедлив к совам. Нет, я не ложусь в три часа ночи. Я отсыпаю свои 7-8 часов. Просто я не могу вставать в 7:15, и все тут! Справедливости ради сказать, что учеба, начинающаяся в девять, еще не самый кошмар, — в США уроки начинались в 7:20. Я вставала в шесть, чтобы успеть на автобус, и весь первый урок досыпала на парте. Самым лучшим годом моей жизни был одиннадцатый класс, когда я вернулась из США и ушла на домашнее обучение, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Я спокойно вставала в девять, не торопясь делала зарядку, готовила завтрак, и около десяти садилась за учебу. За этот год я почувствовала себя не загнанной овцой с мешками для картошки под глазами, а че-ло-ве-ком, чьи мечты не ограничены уютной кроваткой.

3. ЭТО ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. 

Группа всегда идет со скоростью самого медленного ребенка. Образовательный план рассчитан на средне-слабого ученика. Если вы явно не он, я вам сочувствую. Вы сидите на занятии и чувствуете бесконечную злобу оттого, что преподаватель уже в пятый раз объясняет одно и то же, и наверняка повторит это еще и завтра. Меня пугали тем, что к ЕГЭ по истории невозможно подготовиться за год, но это оказалось враньем — возможно, учитывая то, что я едва по ней ползла, плача и причитая. Я не учусь в течение семестра — это пустая трата ресурса. Я сажусь за предмет за три недели до экзамена — и этого времени предостаточно, чтобы отлично подготовиться и усвоить необходимый материал. Я больше чем уверена, что с легкостью бы сдала два курса за один год вместо того, чтобы торчать в университете четыре года. Но формальное образование — оно такое — самодеятельность не любит…

4. Я СТАНОВЛЮСЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ. 

Когда я была на домашнем обучении, я понимала, что за себя несу ответственность только я. У меня была конкретная цель — ЕГЭ, у меня не было ни консультаций в лицее, ни репетиторов — только гора книг и осознание того, что сейчас только я отвечаю за свой будущий результат. Не на кого переложить заботу, некого обвинить в своих неудачах (А у меня был плохой учитель! А у нас в школе всегда плохие результаты!). И это невероятно мотивирует. А сейчас я ползу-плетусь по учебному плану с сотней таких же несчастных студентов и понимаю, что от моей ответственности не осталось и следа. Зачем что-то учить? Я же хочу на пары. Мне же староста нарисовала плюс, и ладно. У нас, россиян, есть чудесное свойство — мы считаем, что если ты ходишь в университет, ты уже априори учишься. На практике же наоборот, чувство постоянной занятости на парах (а мы с вами знаем, чем студенты занимаются на парах) создает иллюзию учебы, хотя в итоге ты остаешься с потраченным в никуда временем и пустой головой.


5. ОДНОГРУППНИКИ. 

Образование в группе неэффективно как явление. Все люди разные, у всех свои привычки, особенности и темпы работы, и в группе невозможно прислушаться к своим потребностям и работать с выгодой для себя, — всегда нужно подстраиваться под других. Я не хочу слушать доклад одногруппников, я визуал и все равно ничего не запомню, я хочу взять учебник и прочитать, а потом лично обсудить с преподавателем. Для меня это с лихвой заменит пять лекций и десять семинаров. Но формальное образование не хочет избавиться от пережитков коллективизма и признавать, что мы, все-таки, не конвейерные…
 
6. Раз уже я это упомянула — Я ВИЗУАЛ. 

И для меня нет смысла слушать эти бесконечные лекции — я улавливаю 60% первые три минуты, потом просто отключаюсь. Мне нужно видеть перед собой страницу с текстом, графиками и схемами, — и я усвою информацию пары за десять минут. Но вместо этого приходится слушать бесконечное словоблудие (часто еще и на отстраненные темы, уже не говоря про шум в зале, из-за которого тихие голоса лекторов вряд ли слышны им самим). Жаль, что формальное образование не учитывает особенности твоего восприятия…

7. СТРОГОЕ РАСПИСАНИЕ. 

Я не хочу сегодня идти на дипломатический протокол. У меня просто нет настроения. Я вообще сегодня хочу лечь в кроватку и смотреть фильмы. Я обычно-то отсиживаю эту скучноту, считая минуты, а сегодня у меня плохое настроение и эти полтора часа будут для меня настоящим испытанием, после которого я выйду с больной головой, рассерженная и уставшая. Жизнь по расписанию — одна из огромнейших ошибок формального образования. На домашнем обучении все проходило максимально комфортно: я могла дольше прозаниматься русским, если было желание. Я могла забросить книжку с вариантами ЕГЭ по английскому и вместо этого посмотреть фильм в оригинале. Я могла вообще утром решить, что не хочу сегодня учиться — и никто не кричал, не рисовал минусы и не грозил отчислением. Велика беда — заняться дипломатическим протоколом в четверг, а не в среду…

8. ОЦЕНКА. 

Ох уж мне эти цифры… Оценка, которая сейчас складывается в вузе из количества плюсиков, означающих присутствие на лекциях (причем никого не интересует, чем ты на этих самых лекциях занимался), сводит меня с ума: и попробуй потом докажи, что ты не осел! Зачем вообще придумана бесконечная система промежуточных рубежей? Разве недостаточно просто сдать экзамен, чтобы доказать, что ты разбираешься в теме? Но нет, нужно обязательно написать тупой тест, чтобы потом его результат повесили на дверь кафедры, и весь твой курс узнал, что Катя написала хорошо, а Маше нужно исправить — ее фамилию маркером выделили, вот тупая… 

Подводя итоги (и утирая скупые слезы), я могу сказать, что на тринадцатом году учебы я уже смирилась, что еще минимум пять лет мне предстоит быть пленницей ненавистного формального образования, и я ничего не могу с этим сделать. Остается только занимать оставшееся время собственной учебой и читать книжки под партой на семинаре! И мечтать, что однажды в нашей громоздкой неповоротливой образовательной системе что-то изменится…

Комментариев нет:

Отправить комментарий